Главная / Продукция / Каталог статей / Оптимизация антигипертензивной терапии больных артериальной гипертензией и сахарным диабетом с использованием препарата КРАТАЛ

СТАТЬИ
Оптимизация антигипертензивной терапии больных артериальной гипертензией и сахарным диабетом с использованием препарата КРАТАЛ

             В статье представлены результаты исследования, в ходе которого была оценена клиническая эффективность комбинации препаратов Липрил и Кратал производства Борщаговского химико-фармацевтического завода (Украина) при лечении 30 пациентов с гипертонической болезнью II стадии и ожирением I–II степени. В течение 3 мес пациенты принимали препарат Кратал по одной таблетке три раза в сутки на фоне терапии Липрилом в средней суточной дозе 20,7 ё 2,1 мг и, при необходимости, противодиабетические препараты.
Полученные данные свидетельствуют о том, что препарат Кратал является эффективным и безопасным лекарственным средством с выраженным метаболическим действием, способным оптимизировать антигипертензивный и противодиабетический эффекты стандартной терапии у пациентов с гипертонической болезнью и сахарным диабетом, оказывая положительное влияние на углеводный обмен и функциональную способность эндотелия.

Ключевые слова: артериальная гипертензия, сахарный диабет.


            Актуальность контроля артериальной гипертензии (АГ) у больных сахарным диабетом (СД) значительно возросла после завершения ряда крупных многоцентровых исследований, продемонстрировавших тесную взаимосвязь между АГ и другими компонентами метаболического синдрома (МС), такими как ожирение, дислипидемия и гипергликемия, а также в связи с высокой распространенностью МС — до 20 % всех пациентов с АГ. Основной причиной МС является инсулинорезистентность (ИР), которая запускает порочный круг симптомов, приводящих в итоге к появлению тяжелых сердечно-сосудистых осложнений — инфаркта миокарда, мозгового инсульта и недостаточности кровообращения. Вместе с тем, АГ и ИР являются важнейшими модифицируемыми факторами риска развития сердечно-сосудистой патологии наряду с ожирением и дислипидемией.
С другой стороны, в патогенезе АГ ведущую роль играет формирование эндотелиальной дисфункции (ЭД). R. F. Furchgott и J. V. Zawadzki (1980) установили, а дальнейшими исследованиями было подтверждено, что эндотелий выполняет ряд функций, направленных на регуляцию сосудистого тонуса. Как правило, доминирующими реакциями на различные сигналы являются расширение сосудов и увеличение кровоснабжения органов. Основным сосудорасширяющим веществом, которое продуцируют эндотелиальные клетки, является оксид азота (NO), называемый еще эндотелий-релаксирующим фактором. При повреждении клеток эндотелия и их рецепторов в результате различных причин (например, при курении, атеросклерозе, повышении уровня глюкозы в крови и др.) наблюдается ЭД.
Согласно современным представлениям, все пациенты, независимо от тяжести АГ и медикаментозной терапии, должны использовать немедикаментозные методы лечения, которые направлены на снижение артериального давления (АД), уменьшение потребности в антигипертензивных средствах и усиление их эффекта вследствие первичной профилактики АГ и ассоциированных сердечно-сосудистых заболеваний на популяционном уровне. В соответствии с последними рекомендациями, в группе низкого риска у лиц с мягкой гипертензией, а в ряде ситуаций и в группе среднего риска пациенты должны использовать в первую очередь немедикаментозные методы лечения. В их числе — рациональное диетическое питание с включением в состав рыбы и морепродуктов, целебный эффект которых обусловлен, в частности, высоким содержанием аминокислоты таурина.
Наличие СД значительно усиливает патогенное влияние основных факторов риска и предъявляет более жесткие требования к максимально допустимым величинам АД. С другой стороны, контроль АД, гиперлипидемии и гипергликемии положительно отражается на прогнозе болезни. Таким образом, первостепенной задачей, стоящей перед врачами, является своевременное начало лечения с применением медикаментозных и немедикаментозных методов коррекции метаболических нарушений. При выборе же гипотензивных препаратов необходимо учитывать их метаболические эффекты и органопротективное действие.
В этой связи заслуживает внимания появившийся на фармацевтическом рынке Украины комплексный препарат Кратал, разработанный ГНЦЛС (Харьков) и внедренный в медицинскую практику Борщаговским химико-фармацевтическим заводом (БХФЗ). В одной таблетке Кратала содержится 0,867 г аминокислоты таурина, 0,043 г густого экстракта плодов боярышника и 0,087 г густого экстракта травы пустырника обыкновенного.
Базисом этой композиции является таурин, уникальность которого обусловлена принадлежностью его к метаболически активным веществам. Таурин представляет собой одну из природных аминокислот. Он содержится во многих органах и тканях организма, более всего там, где происходит интенсивный обмен веществ: в миокарде, кроветворных органах и др. Содержание таурина в тканях колеблется от 2 до 30 ммол/кг. Механизм его действия реализуется благодаря мембранотропным и внутриклеточным механизмам. Таурин способствует снижению уровня глюкозы в крови, что обуславливает его использование при лечении больных сахарным диабетом. Улучшает и восстанавливает работу мышц, нервной системы, снижает уровень холестерина в крови. Важен для роста, обладает антистрессорным эффектом [4].
Принимая во внимание рекомендации Украинского общества кардиологов (2004) по лечению АГ у больных с СД и МС, а также данные о благоприятных эффектах таурина и боярышника в комбинированной терапии АГ, в отделе дислипидемий Института кардиологии им. Н. Д. Стражеско АМН Украины проведено исследование применения препарата Кратал производства БХФЗ.


Материалы и методы

В исследование были включены 30 пациентов с гипертонической болезнью (ГБ) II стадии и ожирением (Ож.) I–II степени, которые составили две клинические группы: І группа — 16 пациентов (средний возраст — 57,6 ё 3,7 года) с ГБ II ст., Ож. I–II ст. и сопутствующим СД или нарушением толерантности к глюкозе (НТГ); ІІ группа — 14 больных (средний возраст — 53,2 ё 2,7 года) с ГБ II ст., Ож. I–II ст., без признаков нарушения углеводного обмена. У всех больных І группы выявлена ИР, которую определяли с помощью НОМА-индекса по формуле: уровень инсулина натощак (МЕ/мл) х уровень глюкозы в крови натощак (ммоль/л)/22,5. При НОМА-индексе выше 3 усл. ед. диагностировали ИР. Все исследуемые были сопоставимы по степени ожирения (средний индекс массы тела (ИМТ) в І группе составил 32,2 ё 3,3, во ІІ — 31,8 ё 3,1 кг/м2) и выраженности абдоминального ожирения (окружность талии у пациентов І и ІІ групп была в среднем 103,8 ё 2,5 и 101,7 ё 3,7 см соответственно).
В течение 3 мес пациенты обеих групп принимали препарат Кратал по одной таблетке три раза в сутки на фоне стандартной антигипертензивной терапии ингибитором АПФ лизиноприлом (торговое название Липрил производства БХФЗ) в средней суточной дозе 20,7 ё 2,1 мг и, при необходимости, противодиабетические препараты.
Были использованы такие методы исследования: общеклиническое обследование, измерение уровней глюкозы и инсулина в крови натощак и в нагрузочном глюкозотолерантном тесте, уровня глюкозы в гликемическом профиле, определение липидного спектра крови, суточное мониторирование АД, электрокардиография, велоэргометрия для верификации ишемической болезни сердца (ИБС), двухмерная эхокардиография.


Результаты и их обсуждение

При анализе исходных характеристик суточного мониторирования АД у пациентов обеих групп было выявлено повышение показателей, отражающих прессорную нагрузку АД за сутки, а также недостаточное снижение систолического (САД) и диастолического (ДАД) АД в ночной период, что проявилось снижением показателя суточного индекса (СИ) до 5,9 ё 2,3 и 8,3 ё 2 % соответственно. В обеих группах исходно была выявлена повышенная вариабельность САД, показатель которой — стандартное отклонение (СО) — составил 23,3 ё 6,7 и 21,7 ё 6,9 % соответственно.
На фоне приема комбинации препаратов Липрил и Кратал в течение 3 мес у пациентов обеих групп наблюдалось выраженное снижение АД как в дневное, так и в ночное время суток (оценивалось при проведении повторного суточного мониторирования АД). Препараты одинаково эффективно снижали среднее САД и среднее ДАД в обеих исследуемых группах: в І — на 12 и 12 %, а во ІІ — на 12 и 14 % соответственно.
К концу наблюдения в обеих группах в одинаковой степени уменьшались показатели вариабельности АД, которые, как известно, являются независимым фактором риска поражения органов-мишеней. На фоне приема исследуемых препаратов отмечалось приблизительно одинаковое снижение изначально повышенных среднесуточных показателей вариабельности САД: с 23,3 ё 6,7 до 12,9 ё 6,1 мм рт. ст. в І группе и с 21,7 ё 6,9 до 11,3 ё 3,1 мм. рт. ст. — во ІІ. К окончанию наблюдения у пациентов І группы, у которых изначально недостаточно снижалось АД в период сна (“non-dipper”), обнаружено положительное влияние препарата на степень снижения ночного САД и ДАД, что проявилось улучшением характеристик СИ САД и ДАД — 10,6 ё 2,8 и 14,3 ё 4,7 % соответственно. При этом у больных ІІ группы нормальный суточный профиль АД (“dipper”) практически не изменился.
Известно, что АГ, часто встречающаяся у больных СД, значительно увеличивает риск развития нефропатии и сердечно-сосудистых осложнений. Поэтому одной из основных задач нашего исследования было изучение влияния комбинации антигипертензивной терапии с приемом препарата Кратал на показатели углеводного обмена у пациентов с МС.
Наличие СД и НТГ у пациентов І группы характеризовалось повышением уровня глюкозы в крови натощак (6,3 ё1,2 ммоль/л) и в гликемическом профиле (до 10,1 ё 1,9 ммоль/л), что ассоциировалось с наличием гиперинсулинемии (22,4 ё 5,2 МЕ/мл). Гиперинсулинемия приводит вначале к снижению чувствительности инсулиновых рецепторов, а затем к их блокаде, в результате чего поступающие с пищей глюкоза и жиры депонируются жировой тканью, что еще больше усиливает проявления ИР (у больных І группы индекс НОМА — 6,4 ё 1,4 усл. ед.). Через 3 мес приема комбинации лекарств, включающей препарат Кратал, у данной категории пациентов отмечали нормализацию уровней глюкозы и инсулина в крови натощак (5,4 ё 1,4 ммоль/л и 16,9 ё 6,8 МЕ/мл соответственно), что, возможно, дополнительно связано с органопротекторными свойствами данного препарата. В І группе у больных СД не возникало необходимости повышать дозу пероральных противодиабетических препаратов, а в ряде случаев стало возможным снизить ее, что привело к уменьшению выраженности ИР и снижению индекса НОМА до 4,1 ё 1,1 усл. ед. У пациентов ІІ группы при применении в течение 3 мес препарата Кратал не нарушались нормальные показатели уровня глюкозы и инсулина в крови натощак (5,5 ё 1,2 ммоль/л и 8,0 ё 2,1 МЕ/мл соответственно), не увеличивался риск возникновения гипо- или гипергликемии.
Лечебный эффект Кратала опосредован входящими в его состав компонентами. Широкий спектр действия таурина обусловлен его метаболической природой (образуется в организме в процессе метаболизма) и регулирующим влиянием на функциональное состояние органов и систем организма. Таурин способен оказывать сосудорасширяющее, антиагрегантное, гипогликемическое, антитоксическое действие, он проявляет ингибирующее влияние на ренин-ангиотензиновую и калликреин-кининовую системы, угнетает процессы перекисного окисления липидов, проявляя антиоксидантный эффект [1, 3].
Другой компонент препарата — боярышник — является признанным средством лечения при ИБС, гипертензии, вегетососудистой дистонии, мигрени, тиреотоксикозе. Это обусловлено физиологически активными составляющими боярышника: флавоноидами, органическими кислотами, аминами, аскорбиновой кислотой, бета-каротином, витамином К, кумаринами и фенольными соединениями, способными понижать АД, улучшать коронарное и мозговое кровообращение, повышать сократительные свойства миокарда и др. [2].
Третий компонент — пустырник — содержит алкалоиды, флавоноиды, дубильные вещества, витамины (А, С, Е), эфирные масла, соли биометаллов и гликозиды. Такой состав физиологически активных веществ обуславливает седативное, противосудорожное, антиангинальное, гипотензивное, спазмолитическое и мочегонное действие.
Положительная клиническая динамика ассоциировалась с хорошей переносимостью препарата во всех клинических группах. Побочных реакций на фоне приема Кратала не отмечено.
Таким образом, препарат Кратал является эффективным и безопасным лекарственным средством с выраженным метаболическим действием, способным оптимизировать антигипертензивный и противодиабетический эффекты стандартной терапии пациентов с АГ и СД, оказывая положительное влияние на углеводный обмен и функциональную способность эндотелия.


Выводы

1. В ходе исследования выявлена возможность оптимизации антигипертензивного лечения больных артериальной гипертензией и сахарным диабетом путем применения препарата Кратал производства Борщаговского химико-фармацевтического завода в сочетании с противодиабетической терапией.
2. Препарат Кратал может быть рекомендован как эффективное адъювантное средство в комплексной терапии при органической кардиальной патологии в сочетании с сахарным диабетом для оптимизации эффекта индивидуально подобранного лечения.
3. Установлена безопасность и хорошая переносимость препарата Кратал у больных с артериальной гипертензией в сочетании с сахарным диабетом.


ЛИТЕРАТУРА

1. Бугаенко В. В., Ломаковский А. Н., Лутай М. И. Применение препарата кратал в комплексной терапии больных с ишемической болезнью сердца и нейроциркуляторной дистонией// Журн. практ. лікаря. – 1999. – № 3. – С. 56–58.
2. Галенко-Ярошевский П. А., Чекман И. С., Горчакова Н. А. Очерки фармакологии метаболитных средств. – М.: Медицина, 2002.
3. Горчакова Н. А. Применение кратала в комплексной терапии больных ишемической болезнью сердца и нейроциркуляторной дистонией// Здоровье женщины. – 2001. – № 2 (6). – С. 94–96.
4. Чекман І. С. Клінічна фітотерапія. Природа лікує. – К.: Рада, 2000.

Дата публикации: 27.05.2005